Единую базу нарушителей использования арендных самокатов планируют создать в Москве. Нарушители будут лишены возможности в дальнейшем пользоваться прокатом. Об идее введения запрета сообщил журналистам глава Центра организации дорожного движения российской столицы Михаил Кизлык.
В настоящее время операторы кикшеринга ведут такую базу самостоятельно. Пользователям, которым был заблокирован доступ к одному приложению, ничто не мешает начать использовать другой сервис. Введение единой базы ограничило бы для нарушителей доступ ко всему кикшеринга. По словам Кизлыка, город мог бы заняться формированием черных списков.
Ранее для самокатчиков были введены ПДД, подразумевающие ограничения скорости движения в некоторых точках города, запрет на езду на самокате вдвоем, а также ряд других ограничений.
По информации столичного ГИБДД, за лето в столице было оштрафовано порядка 15 тысяч нарушителей. Порядка 7 тыс. пользователям было заблокирован доступ к кикшерингу. Размер штрафов может варьироваться от 800 до 1,5 тысячи рублей.
Издатель проекта «Трушеринг» Юрий Николаев подчеркнул, что сервисы по аренде и городские власти ведут активную работу над обеспечением безопасности движения на электросамокатах. В городе действительно множество медленных зон в местах большого скопления людей, однако, для владельцев личных самокатов это правило не работает.
«Остается проблема с соблюдением ПДД для пользователей личных средств индивидуальной мобильности. Автоматическое снижение скорости в медленных зонах для них не работает, как и общий скоростной лимит. Более остро стоит вопрос не новых штрафов, а контроля и соблюдения текущего законодательства», — подчеркнул Николаев.
Заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе России, глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает, что введение штрафов для самокатчиков, в частности за вождение в нетрезвом виде, не совсем действенная мера. Более эффективным, по мнению эксперта, было бы организовать зоны с ограничением движения на персональном транспорте.
«Более правильно установить зоны, где использование самокатов недопустимо, а во всех остальных случаях скоростной режим будет носить рекомендательный характер или ограничивать скорость за счет технических решений. По той же причине штрафы за управление в пьяном виде не будут работать, хотя такое управление точно недопустимо», — сказал эксперт.
Зотов отмечает, что все сервисы проката сами блокируют верхний порядок скорости, а отслеживать скорость частных самокатов невозможно, поскольку это дорого и неэффективно. «Не будет же инспектор бегать за человеком, который решит превысить скорость на 5 километров в час в парке», — пояснил Зотов.
Идея введения ограничений должна иметь развитие. По вине нерадивых водителей происходит немало происшествий, в которых страдают сотни человек. На днях научный центр безопасности дорожного движения МВД РФ опубликовал обзор дорожно-транспортной аварийности в России, включив главу про ДТП с участием средств индивидуальной мобильности. Так, за полгода было зарегистрировано более 1 тыс. аварий с самокатами, велосипедами и другим персональным транспортом, в которых было ранено 1 082 человека, их них 432 ребенка. Двенадцать человек погибли, один из них несовершеннолетний.
Порядка 21% аварий случилось на пешеходных переходах, на тротуарах и пешеходных зонах. Около 28% произошло на перекрестках и выездах с прилегающих территорий. В 50% случаев это был личный персональный спорт, в 45% — сервисам аренды.