Главная / Новости / Нейросети в сфере образования: перспективы и вызовы
Нейросети в сфере образования: перспективы и вызовы

Поворотный момент произошел в системе высшего образования. Студентам Московского городского педагогического университета (МГПУ) позволили использовать нейросети при подготовке выпускных квалификационных работы (ВКР). В пресс-службе вуза пояснили, что это решение было принято на днях в ходе заседания Ученого совета МГПУ.

Теперь учащиеся вуза могут обращаться за помощью к чат-ботам и прочим инструментам искусственного интеллекта для получения данных и текстов при работе над ВКР. Полученную информацию выпускники должны анализировать и перерабатывать, откровенно списывать студентам запрещено.

«Искусственный интеллект — одна из передовых технологий, активно распространяющихся в современном обществе. Де-факто и студенты, и преподаватели этим уже пользуются. Но чтобы не допускать плагиата, создавать тексты честно, аргументировано излагать выводы, нужны общие правила использования ИИ. Запретить пользоваться — самый простой способ, но вряд ли действенный. Если в будущем нашим выпускникам все равно не избежать использования этого инструмента, лучше научиться грамотно его использовать уже, обучаясь в вузе», — отметил ректор вуза Игорь Реморенко.

Обсуждение темы использования ИИ в написании студенческих работ началось после того, как учащийся Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Александр Жадан написал диплом при помощи ChatGPT. Нейросеть сгенерировала 60 страниц текста с оригинальностью 70%. В РГГУ посчитали GPT вызовом для системы образования и призвали к запрету технологии, также предложив создать инструменты, которые бы отличали работу, написанную нейросетью от студенческой.

Доктор педагогических наук, профессор Института педагогики и психологии образования МГПУ Людмила Осипенко, говоря об использовании нейросетей учащимися, отметила, что здесь все зависит от мотивации.

«Если ученик хочет обмануть преподавателя, создав при помощи генеративного ИИ текст курсовой или иной работы, то он обманет самого себя — знаний по изучаемой теме он не обретет. Если цель студента — глубоко изучить вопрос, исследовать поставленную задачу, ИИ поможет в поиске релевантной информации: не секрет, что поисковые системы уже несколько лет используют машинное обучение для повышения качества поиска», — считает профессор.

Ранее в Гарвардском университете провели эксперимент, показавший, что при помощи GPT можно обучаться со средней успеваемостью.

В ряде стран действует запрет на использование искусственного интеллекта в школьном обучении, например, в Австралии, однако уже готовятся законопроекты о его отмене, поскольку ограничения неэффективны. Сайт Intelligent провел весной опрос среди тысячи студентов, который показал, что около 30% из использовали ChatGPT в письменных работах.

Гендиректор компании ProControl Станислав Сидоров отмечает, что в использовании ИИ очень важно соблюдать баланс. Нейросети могут влиять на обучение и отрицательно, смотря как их использовать. С одной стороны, они предоставляют индивидуальную поддержку, но с другой — могут вызвать зависимость.

«Существует множество сервисов, которые используют ИИ для обучения студентов и школьников. Например, Khan Academy — это образовательная платформа, предлагающая обучающие видео и упражнения. Есть и другие, такие как Coursera, edX и Udemy, которые используют ИИ для предложения персонализированных курсов. Duolingo использует ИИ для адаптивного обучения языкам», — рассказал эксперт.

Гендиректор Skillbox Дмитрий Крутов считает, что появление нейросетей существенным образом скажется на образовании в ближайшие 30 лет. Технологии виртуальной реальности будут активно внедряться в образование, а внедрение ИИ изменит понимание гибридных форматов обучения, поскольку будет не только совмещение офлайна и онлайна, но и с ИИ.