Предмет охраны Мемориального музея А. Н. Скрябина утвержден в Москве. В документе описаны архитектурные элементы, детали оформления, планировка и интерьер дома, где жил композитор. Теперь реставрировать здание можно, опираясь на этот документ, сообщает mos.ru со ссылкой на заместителя Мэра Москвы Наталью Сергунину.
Она напомнила, что в этом году исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Скрябина.
«Программу к юбилею подготовил мемориальный музей, который на протяжении века хранит и изучает его наследие. Для города важно сохранить исторический облик и интерьер дома, где жил и работал знаменитый композитор. Предмет охраны предполагает, что реставрировать здание можно только с учетом этого документа», — рассказала заммэра.
Здание музея XIX— начала XX века имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Она находится по адресу: Большой Николопесковский переулок, дом 11, строение 1.
Специалисты изучили дом, выявили особенности планировки и конструкций, композиционное решение здания и вид его фасадов. В предмет охраны были включены капитальные стены, перегородки, перекрытия, лестница и убранство комнат — обои, дубовый паркет, мраморные подоконники; а также мемориальная доска на фасаде здания, установленная в 1916 году.
Мемориальный музей А.Н. Скрябина — это одноэтажное здание с подвалом и антресолью, построенное в 1820-х годах. В начале XX века домовладелица Елена Грушка решила перестроить дом. Работы велись по проекту архитектора Сергея Воскресенского. Здание было расширено пристройками, появился второй этаж, который сдавался в наем.
Профессор и декан историко-филологического факультета Московского университета Аполлон Грушка с семьей жил первом этаже. Тогда гостями дома нередко бывали именитые литературные деятели, среди которых Валерий Брюсов, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Осип Мандельштам, Борис Пастернак.
Весной 1912 года в дом въехал русский композитор и пианист Александр Скрябин с семьей. Они расположились в нескольких комнатах на втором этаже. В гостиной часто собирались гости, чтобы послушать игру на рояле. Композитор любил исполнять свои произведения в домашней обстановке.
Большой успех имела поэма «Прометей», в которой была задействована супруга Скрябина Татьяна. Она вела партию света на специально созданном световом круге из лампочек, обмотанных цветной бумагой и тканью. Игра света гармонировала с музыкой. Световой круг и сегодня можно увидеть в Мемориальном музее.